× Общие сведения Специалистам и новичкам Нанимателям и рекрутерам Учебным заведениям и поставщикам курсов Обратная связь

Специалистам и новичкам

Профессиограмма позволяет составить продуктивный и конкретный план своего профессионального развития и развивать свою квалификацию не вслепую и не случайным образом, а основываясь на своих собственных интересах, способностях и возможностях. 

Любой профессионал двигается по прямой профессионального развития Новичок → Специалист → Эксперт, и на каждом этапе у этой прямой есть причины превратиться в кривую, остановиться вовсе или войти в бесконечный цикл:

Новичок 

С чего начать? 

Что ещё мне нужно знать? 

Неужели я знаю не всё? 

В начале карьеры действует эффект Даннинга—Крюгера. Зная пока мало и ещё не наработав широты профессионального кругозора, будущий специалист неизбежно упускает какие-либо аспекты своей работы — буквально не знает и не понимает, что в его профессии есть и другие деятельности. Кроме того, объем материалов для изучения огромен, а сама дисциплина находится в постоянном развитии и экспансии, затрагивая смежные (и не очень смежные) области. В этих условиях новичкам сложно сориентироваться, расставить приоритеты и выстроить индивидуальную программу обучения. 

Специалист 

Как это может быть важным, если я этого не делаю и всё у меня отлично? 

Зачем мне учиться этой ерунде? 

В какую сторону развиваться? 

Поскольку практическая работа поощряет специализацию (мы получаем больше той работы, для выполнения которой у нас больше опыта), из недавнего новичка со временем вырабатывается специалист, снабжённый профессиональной деформацией. 

Деформированный профессионал убеждён, что-то и только то, чем занимается лично он, является единственно важным в профессии (но теперь он хотя бы знает, что другие активности тоже существуют). «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя» — учил нас Козьма Прутков. 

Если же профессионал вдобавок большую часть времени работает в одиночку и редко сталкивается с тем, что другие люди делают многие вещи лучше него (что нормально — нельзя всё делать лучше всех), со временем в придачу к окостеневшей специализации появляется состояние «учёного учить только портить». 

Эксперт 

Как учиться, если учиться не у кого?

Молодые да ловкие обгоняют, что делать?

Достигнув регалий или репутации эксперта, учиться становится ещё сложнее. Чтобы учиться, нужно найти учителя или авторитета, а сделать это трудно, если сам — авторитет. Вполне возможно, что недавно появился кто-то новый, кто хорошо делает что-то новое, но как обвешанному регалиями эксперту признать, что этот нахальный молодой человек имеет право учить меня, заслуженного деятеля? 

Кроме того, постоянно появляются новые технологии, новые методики и подходы, новые рынки. Легко прозевать что-то важное, что уже завтра будет обязательным для всех специалистов. Эти новые требования имеют тенденцию накапливаться и выстреливать разом. От этого возникает беспокойство оказаться в арьергарде других специалистов. 

Таким образом, профессиональный путь неизбежно оказывается тернист. Не существует человек, у которого есть основания сказать «мой профессиональный рост проходил именно так как надо: я изучил что хотел, когда это было нужно и в том объёме, что я было нужно — и я не потратил ни дня на изучение ненужного». 

Есть способ это преодолеть — можно собрать побольше разносторонне опытных экспертов (с разным мировоззрением, методами и приоритетами) и заставить их сформулировать, какие умения, знания и навыки они считают важными и нужными (и регулярно обновлять этот список). Получившийся перечень навыков и качеств — Профессиограмма — является проверочным списком для оценки своих навыков и одновременно дорожной картой своего развития. 

Он позволяет, к примеру, понять что «это производит впечатления важного и нужного, разовью как я это в себе», «это я уже знаю, пусть и научился этому в другой области», «это наверное важно, но лично я не хочу этим заниматься» или «я это знаю, но похоже, что знаю недостаточно». А решив эти вопросы — развиваться по понятному плану с понятными самому себе приоритетами. 

Что делать? 

Даже если вы только хотите прийти в интерфейсостроение, не исключено, что вы уже что-то знаете и умеете, благодаря опыту работы в других дисциплинах. Вам будет полезно оценить, сколько и каких навыков понадобится, и какие навыки у вас уже есть, пусть и фрагментарные. А если вы уже успешно работаете в профессии, все равно останутся неохваченными навыки и умения, которые позволят вам делать больше или лучше. 

Чтобы опознать их: 

  1. Откройте онлайн-версию контрольного списка или распечатайте его из PDF.
  2. Прочитайте Профессиограмму целиком, отмечая на своей копии, что вы (теоретически) умеете и на каком именно уровне.
    Удобнее всего ставить оценки от 1 до трёх на тех пунктах, которые вы умеете и знаете. 
  3. Решите, чем именно вы хотите заниматься в будущем
    Если вы новичок, проще всего выбрать любую пару уникальных веток (например, Продуктовая работа и Исследования) в которых вы либо хотите себя видеть, либо в которых уже имеете навыки. 
  4. Подберите литературу, которая даст вам знания в этих квалификациях, и прочтите её.
    Пока читаете, приложите максимум усилий, чтобы набрать навыки и умения хотя бы первого уровня по выбранным квалификациям. Наиболее продуктивны для этого собственные занятия (когда вы ставите перед собой учебный проект и сами его реализуете), стажировка в какой-либо компании, богатые практикой курсы. 

Обратите внимание, что каждая ветвь квалификации обогащает и улучшает любую другую квалификацию. Например:  

  • Исследователь, владеющий навыками коммуникационного дизайна, быстрее подготовит стимульный материал, а документ с его выводами из исследования будет легко читаемым и убедительным.
  • Визуальный дизайнер не будет тратить два часа на коррекцию серии почти одинаковых изображений; благодаря квалификации в программировании он напишет макрос и сделает эту работу за пятнадцать минут.
  • Проектировщик интерфейса сэкономит кучу времени и труда благодаря анализу текущего интерфейса, который выявит его общие паттерны и позволит переработать и улучшить именно их — в результате переработка лишь части интерфейса улучшит интерфейс целиком.